Развитие речи детей младшего возраста

Если вы начинаете читать эту статью, значит вам интересно, как можно развить речь у ребенка младшего возраста. Для этой цели большинство родителей берут за основу прием, сформированный с давних времен: «Скажи — «мама»!», «Скажи — «папа»!», «Скажи — «хочу кушать»!» Этот способ является проверенным и действительно работает. Малыши уже в 10 месяцев, а то и раньше, начинают  повторять слова.

Вместе с тем, должна быть прямая связь между активной речью ребенка и подражанием. Мало того, что ребенок должен научиться произносить слова, ему необходимо связывать их со своей настоящей жизнью. Нужна опора на действительность, иначе он и забудет выученные слова.

Первые слова малышей сильно отличаются от взрослой речи, они больше похожи на лепетание. И только мама практически всегда понимает своего ребенка. Дети повторяют слова, которые произносят родители.
И чтобы произнесенные ими звуки превратились в речь, необходима осознанность. То есть, ребенок должен научиться связывать слова с предметами, желаниями, чувствами.
Давайте рассмотрим несколько примеров, как это можно активизировать.
Изначально можно наблюдать и рассматривать. Взрослый комментирует, а ребенок постепенно впитывает в себя новые слова и наделяет их смыслом. Наблюдать можно за всем. Например, как почки превращаются в листики, как облака плывут по небу, как кто-то переходит дорогу, как умывается кошечка. И тут же будет полезным поощрять малыша к самостоятельному комментированию, задавать ему простые вопросы и помогать на них отвечать. Посмотри, какие листики выросли? Маленькие, зеленые. Любые проявления активности в развитии речи поддерживайте.
Еще одним из способов побуждения ребенка к развитию разговорной речи может стать чтение. Для маленьких будет интересным чтение стишков, потешек, загадок. Когда малышу будет уже знаком стишок, который мама прочитала не один раз, можно в конце фразы делать многозначительную паузу, побуждая своего ребенка закончить ее. Так, кроме речи, будет развиваться и память, и внимание.
Тут же можно продолжить процесс, удерживая внимание ребенка на картинке к стихотворению. Рассмотрите рисунок вместе. Задавайте вопросы: Кто это? Что делает? Какой он? Покажи! Побуждайте его к активным действиям, он будет учиться мыслить.

Попозже можно начать давать малышу задания, сначала простые, потом более сложные. Например, принеси мне, пожалуйста, мячик. Простым это задание будет тогда, когда мячик лежит на виду. А если его надо поискать, то это уже более сложно. Потом можно предлагать принести сначала мячик, а потом зайку. Здесь уже включается целенаправленный поиск.

Попросите его рассказать, что он делал. Дети любят такие игры.

Используйте в обучении сопровождение действий речью. Тут замечательно подойдут стишки с движениями. «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет…» или знаете про козу?
  • Шла коза на каблуках
  • В модных красных сапогах. (идем на носочках)
  • По дорожке цок-цок-цок
  • Поломала каблучок! (идем прихрамывая)
  • Вот коза на одной ножке
  • Поскакала по дорожке:
  • Прыг-скок! прыг-скок! (скачем на одной ножке)
  • Вновь сломала каблучок. (падаем)
  • Вот коза сняла сапожки (показываем, что снимаем)
  • Зашагала по дорожке
  • Топ-топ! Топ-топ!
  • Как легко без каблуков!(весело шагаем)
Такие стишки с сопровождением движениями малышам и интересны и полезны.
Так же очень важным моментом в развитии речи будут ролевые игры. Можно разыгрывать различные сценки с игрушками, можно сделать спектакль.
Для детей хорошим практическим материалом станут сказки-матрешки. Сначала покажите, как играть. Рассказывайте сказку и передвигайте героев. Потом предложите: теперь ты! И они уже в полтора года с легкостью покажут сказку «Курочка Ряба» .
Можно придумать еще массу разных приемов развития речи. Главное, чтобы у вас было желание учить, играть, фантазировать и общаться.
Основным критерием таких занятий, для достижения хороших результатов, будет интерес малыша. Такие игры должны приносить радость. И лучше будет, если они имеют под собой основу в собственной деятельности ребенка.
Рекомендуется разговаривать с детьми простыми, но понятными им словами. Задавать вопросы, получать ответы. Пусть, в первое время они и будут односложными. Для развития им нужен диалог.

Не повторяйте за ним его лепет. Повторяйте его слова, но правильно. Пусть он старается повторить за вами. И главное: говорите с малышом! Обо всем на свете. Ему интересно изучать жизнь и в скором времени вы заметите, что начинаете отвечать на первые вопросы маленьких «почемучек». Это так радует!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector